Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №5

Адрес143200, Российская Федерация, Московская область, Можайск, Мира, 18

Контакты администрации 8(496)38-23-146 sysoenkova.luda@yandex.ru

Программа развития

 

 1_001.jpg

 

ВВЕДЕНИЕ 

В последнее  время много  внимания уделяется развитию  дошкольного образования. Впервые дошкольное образование  становится первой ступенью системы образования, впервые  введен ФГОС  дошкольного образования, реализуется  новая  финансово-экономическая модель (муниципальное задание, подушевое  финансирование  и  пр.)

Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение доступности и  качества дошкольного образования, рост профессиональной компетентности педагога. Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг.

Осознание этого привело нас к необходимости создания программы развития ДОУ, представляющей собой систему, направленную на видение перспективы развития дошкольного учреждения, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапного достижения поставленных целей.

Необходимость разработки данной Программы развития обусловлена не только рядом причин указанных выше. Становится объективным появление новой модели ДОУ, пересмотр управления  учреждением.  

В целом Программа развития  носит  инновационный  характер и направлена    не только на  функционирование, но и  на развитие  образовательного  учреждения.

Статус Программы развития: нормативный стратегический документ дошкольного образовательного учреждения, в котором отражаются цель и комплекс мероприятий, направленных на решение задач при переходе в инновационный режим жизнедеятельности и принявший за основу программно-целевую идеологию развития.

 Назначение Программы развития: быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива дошкольного образовательного учреждения на достижение целей развития, перехода на более качественный уровень образовательной деятельности.

 Сроки реализации программы: 2018 - 2022 годы

2.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ 

Наименование Программы

Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка детский сад №5 города Можайска           (далее по тексу – Программа)

Статус  Программы

Локальный документ, обеспечивающий работу учреждения в режиме развития.  Стратегический  план, направленный на  реализацию  поставленной цели.

Нормативно—правовые основания для разработки Программы

 Федеральный  Закон  Российской  Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

Письмо> Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249
"Комментарии к ФГОС дошкольного образования"

Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребёнка;

 Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы  Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; Стратегия экономического и социального развития РК на период до 2020 г. (от 26.01.2009 № 22 от 22.12.2009 № 390);

Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 года № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной  организации в информационно-теле- коммуникабельной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной  организации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

 Санитарно-эпидемиологические  правила  и нормативы. СанПиН 2.4.1. 3049-13-  

Указ Президента РФ от 07.05.2012 года № 597  «О мерах по реализации государственной политики в области образования  и науки».

 Приказ  Министерства  труда и социальной политики РФ  от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении Профессионального  стандарта»;

 Устав  МДОУ №5 г.Можайска

Основная  образовательная  программа и адаптированная образовательная  программа  МДОУ №5 г.Можайска

 Приказ министерства образования и науки РФ

от 9 ноября 2015 г. N 1309 « Об утверждении

 порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также  оказания им  при этом необходимой помощи»

 

Назначение  Программы

Программа  развития  предназначена  для  определения перспективных  направлений  развития    учреждения  на основе  анализа  работы   за  предыдущий  период.

В  Программе отражены  тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования  и организации воспитания, управление  ДОУ на основе  инновационных  процессов.

Разработчики  Программы

Творческая  группа  педагогов

Руководитель Программы

Заведующий  ДОУ

Сроки и этапы реализации Программы

Программа   будет  реализована  в 2018-2022 годы

 в три этапа:

2018г.  -  организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы).

2018-2022 г.г. –  коррекционно-развивающий этап (работа по преобразованию существующей системы).

2022 г - аналитико-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении)

Основные  целевые  индикаторы Программы

Реализация ФГОС ДО в  дошкольном учреждении.

Создание гибкой управленческой системы.

Создание доступной среды для разных категорий детей.

Активное внедрение современных культурных практик воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Создание базы методических разработок    для развития  ребенка в условиях ДОУ.

Рост профессиональной культуры  педагогов, повышение   компетентности  педагогов  в области  применения  ИКТ- технологий, коррекционной педагогики.

Рост числа  педагогов, имеющих  первую или высшую квалификационную  категорию.

Активное  участие  педагогического коллектива  в распространении   опыта  на  муниципальном, краевом, федеральном уровнях.

Широкий спектр дополнительных услуг.

Удовлетворенность  семей  воспитанников   услугами ДОУ.

Рост числа  социальных  партнеров, их необходимость и достаточность, качественные  показатели  совместных проектов.

Качественные  и количественные   изменения  в материально- технической  базе  ДОУ.

Построение  развивающей предметно- пространственной среды  в соответствии   с ФГОС ДО

Финансовая  стабильность, рост заработной платы и стимулирующих  выплат  педагогам.)

Высокая  конкурентоспособность  ДОУ 

Механизм  реализации Программы

Реализация концепций, идей, положений, изложенных  в Программе, осуществляется  следующим  образом:

- Поэтапно, в  указанные выше  сроки;

- На основе анализа  предыдущей деятельности и глубокого изучения нормативных документов, а также  анализа потенциальных  возможностей и профессионального уровня педагогов ДОУ, семей воспитанников, культурно - образовательного потенциала ближайшего социума;

- Целевые установки  доводятся  до каждого  участника образовательного процесса путем  обсуждения  и принятия  соответствующих  решений на  коллегиальных органах  управления   ДОУ;

- С учетом  коллективных образовательных  потребностей, их целенаправленного  развития, адекватного  выбора видов деятельности, при условии  максимальной  активности  и согласованности  всех  участников образовательного  процесса, развития их творчества, инициативы на основе  интеграции  научных знаний и практического  опыта.

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ДОУ

Полное  наименование: муниципальное  дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №5 города Можайска

Сокращенное  наименование: МДОУ №5 г.Можайска 

Юридический  и фактический  адрес: 143200, Московская обл., г. Можайск, ул., Мира, д. 18

Год основания: 1986

Учредитель: администрация Можайского городского округа

Отдельные полномочия Учредителя осуществляет: Управление образования администрации Можайского городского округа

Электронная почта: sysoenkova.luda@yandex.ru

Сайт ДОУ: mrds5.edumsko.ru

ДОУ функционирует на основе Устава, утвержденного 18.12.2015 г. с изменениями  от 18.08.2016г. и лицензии от 01.06.20146 года серия 50Л01 № 75843

Проектная  мощность  здания   276 человек. Фактический списочный состав – 278 детей.

ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в ДОУ - 12 часов, выходные суббота, воскресенье, праздничные дни. 

  1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Необходимость разработки программы развития ДОУ на период 2018 -2022 годы обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего  требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям  общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. В  Концепции досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…».

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих  развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть предстоящих изменений.

Необходимость введения данной  программы  обусловлена  пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением  новых подходов  и педагогических технологий, а также  информационных  технологий. Интерактивные, компьютерные  технологии в последнее время  занимают  ведущее место  в работе с детьми  и их родителями (законными  представителями).  Во всем мире использование ИКТ в различных сферах деятельности стало  частью  культуры  и необходимой  нормой.  Владение  интерактивными,  информационно - компьютерными  технологиями  помогает  педагогу  чувствовать  себя  комфортно  в новых  социально- экономических  условиях, а образовательному  учреждению – перейти  в режим развития.

Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела актуальный характер. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Очевидно, что сегодня в условиях современного  образования каждое дошкольное учреждение должно, поддерживать свою конкурентоспособность, занимая, таким образом, свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве.

Проблемный анализ деятельности  учреждения позволил выявить проблемы.

Все чаще в учреждение поступают дети, имеющие проблемы в развитии,  увеличилось количество детей с ОВЗ и инвалидностью. Все они требуют создания  в   учреждении условий  для освоения данной категорией детей ООП ДО.

Актуальной остается  проблема привлечения родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь детскому саду в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.

Последнее время все острее стоит проблема обновления содержания образования в детском саду. Соответственно возникает проблема с финансово-экономической и нормативно-правовой обеспеченностью данного вопроса.  Основной  целью   работы  педагогического коллектива на данный период является  обеспечение развития детей,  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития детей дошкольного возраста.

Организованные формы работы с детьми занимают более 30% от общего времени, предпочтение отдается групповым формам работы (занятия, групповые развлечения и игры). Педагоги учреждения отдают предпочтение традиционным  формам работы с детьми, испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации образования.  Отсутствие  мониторинга  развивающего оценивания  не позволяет своевременно вносить коррективы  в организацию образовательного процесса.

Организуя  работу с разными категориями семей  воспитанников, участвуя  в   разработке и    реализации     социальных  и      культурных проектов, а так же  в налаживании межведомственных связей с учреждениями образования, культуры, здравоохранения по профилактике социального  неблагополучия, не удается снизить количество неблагополучных семей.  Ранняя профилактика ориентируется не на проблему, а на ее последствия. Ежегодно педагогическим коллективом учреждения составляются социальные паспорта групп и учреждения в целом. На основании полученных данных разрабатывается план повышения педагогической и валеологической культуры разных категорий родителей, предполагающий проведение различных информационно-просветительских и досуговых мероприятий как дифференцированно, так и в индивидуальном порядке. Имеет место бессистемность  в проведении работы по профилактике  социального неблагополучия, слабая реакция педагогической системы детского сада на потребности и возможности внешней среды, замкнутость на внутренних проблемах, отсутствие четкой системы мониторинга качества и эффективности проводимых мероприятий.

Все помещения детского сада функционируют по назначению. В  ДОУ созданы материально- технические условия для качественного осуществления воспитательно-образовательной и оздоровительной деятельности.

Достаточно разнообразна  и  развивающая предметно-пространственная    среда (РППС) групп -   среда  насыщенная  разнообразными   пособиями  и играми, имеются в наличии игровые и дидактические пособия, используемые для обеспечения благоприятного эмоционального состояния детей, для  и индивидуальной работы по физическому развитию и оздоровлению детей оборудованы центры  для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).

Анализ материально-технических ресурсов  ДОУ свидетельствует, что создание РППС и пополнение материально-технического оснащения в учреждении находится на организационном этапеРППС помещений ДОУ пополняется в соответствии с требованиями программы, реализуемой в ДОУ.

Наряду с этим существует ряд проблем: перечень и количество оборудования не в полной мере соответствуют требованиям и положениям ООП, реализуемой в ДОУ; недостаточно современных ТСО ; отсутствуют ограждения между игровыми участками детей и сертифицированные МАФы. Важным является приобретение УМК для реализации ООО ДО

 Укомплектованность кадрами составляет 100%. Основу педагогического персонала в детском саду составляют специалисты со стажем работы более 10 лет, для которых характерны такие черты, как активное внедрение инноваций. 
    Всего в 2017-2018 учебном году в детском саду работало 32 педагогов. Среди них 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, 2 учителя – логопеда,

 педагог – психолог, 24 воспитателя, 2 педагога дополнительного образования

Качественный состав педагогических кадров (образовательный и квалификационный уровень)

 

 

 

 

 

 

Педагогические кадры

Всего

Высшая

кв. кат.

I кв. кат.

II кв. кат.

Соответствие

должности

Без категории

Образование

высшее

среднее

специальное

среднее

Заведующая

1

-

1

-

-

-

1

-

-

Зам. зав. по ВМР

1

-

1

-

-

-

1

-

-

Муз. руководитель

2

2

-

-

-

-

 

2

-

Инструктор по физ. культуре

1

1

-

-

-

-

 

1

-

Учителя - логопеды

2

2

-

 

 

 

2

 

 

Педагог - психолог

1

-

-

 

 

1

1

 

 

    Воспитатели

24                               

11

12

-

-

1

17

7

 

Педагоги доп. образования

2

1

 

 

 

1

2

 

 

           Итого:

36

17

14

-

-

3

24

10

-

 

 

   На данный момент времени высшее образование имеют 17 педагогов (37,5% от общего состава педагогических  кадров)

С высшей категорией 17 педагогов (53%), с 1-ой категорией – 14 чел. (44%).

    Таковы количественные показатели образовательного и категорийного уровней педагогических кадров в 2017-2018 учебный год.

Коллектив детского сада сплоченный, квалифицированный, работоспособный.

   Многие педагоги отмечены почетными грамотами и дипломами разных уровней.

Награждены:

Почетной грамотой управления образования Московской области - 14 человек;

Почетной грамотой Министерства образования  РФ - 4 педагога.

Имеют:

Нагрудный знак «Почетный работник народного образования»  - 2 педагогов;

Детский сад систематически обеспечивает профессиональную подготовку и повышение квалификации воспитателей и специалистов.

В течение 2017-2018 учебного года педагоги повышали уровень педагогической компетентности и прошли обучение на курсах повышения квалификации (КПК).

Творческий потенциал педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и их самостоятельности, стремления к инновациям и исследованиям. В ДОУ  есть педагоги, способные работать в инновационном режиме, стремящиеся к обобщению и транслированию своего опыта, готовые к повышению квалификационной категории, 100% педагогов в той или иной мере владеют ИКТ.

Тем не менее, остаются актуальными проблемы, связанные с деятельностью педагогов по трансляции передового педагогического опыта, с вялой инициативностью педагогов в динамичном отходе от консервативной учебной модели, перестройке социально-психологического мышления и педагогического мировоззрения в условиях модернизации системы образования, перехода к ФГОС.    Необходимо в этом направлении сосредоточить особые усилия.

Управление  в ДОУ осуществляется  комплексно, т. е. выполняются все  функции   управленческой  деятельности   в   своей   взаимосвязи: аналитико-диагностическая, мотивационно - стимулирующая, планово-прогностическая, организацион­но-исполнительская,  контрольно-оценочная,  регулятивно-организационная.  Развивается    самоуправление   через  делегирование полномочий,  что в  большей  мере привле­кает к управленческой  деятельности   воспитателей и  специалистов.  Механизм   управления     нацелен  на  обеспечение   единства  действий,  координации и согласованности всех субъектов образовательного   процесса: детей,   родителей  и  педагогов, а  так­же  на  стимулировании  деятельности  сотрудников,   экономию  ресурсов и времени. Создана атмосфера, в которой приори­тет отдается гуманным отношениям,   доверию,   возможностям   личностного роста.   Это   позволяет   успешнее   прогнозировать   и  обеспечивать   личностный   рост  взрослых и детей и проектиро­вать дальнейшие перспективы  развития учреждения.

В ДОУ существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом.  Практикуется материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций.

В результате комплексного исследования системы управления ДОУ было выявлено, что в детском саду существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом. Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, открытости и демократизации, ценностно-личностного подхода к сотрудникам ДОУ и осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области образования и Уставом ДОУ. Наблюдается неготовность коллектива к активному участию в  управленческой деятельности, инертность перед новыми активными формами работы. Не в полном объеме выполняются функции Педагогического совета  и Родительского совета.        

Таким образом, в ДОУ  создана традиционная система управления коллективом с преобладанием  административных методов, которые способствуют стабильному функционированию учреждения, но не развивают творческую активность сотрудников ДОУ. Следовательно, для модернизации существующей системы управления при переходе учреждения из режима функционирования в режим развития существует необходимость обновления модели управления ДОУ.                            

  1. ЦЕЛИ  И   ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ                                                                          

Целью разработки Программы  является обеспечение  работы учреждения    в режиме непрерывного развития, направленного на:

создание в ДОУ комфортных и безопасных  условий для получения дошкольного образования разными категориями детей;

освоение  педагогами и учебно-вспомогательным персоналом типа деятельности, способствующего повышению качества  дошкольного образования;

модернизацию материально- технической базы учреждения.

 Содержание программы  опирается на актуальный уровень развития ДОУ, потенциальные возможности  коллектива и руководства, ожидания родителей.

Для достижения цели  необходимо решить следующие задачи:

1.Развивать систему органов самоуправления ДОУ;

2.Провести маркетинговые мероприятия по выявлению за­просов родителей на дополнительные  услуги;

3.Расширить количество и разнообразие дополнительных услуг в ДОУ;

4.Скорректировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС, основной  образовательной программой ДОУ

5.Обеспечивать доступность среды для разных категорий детей.  

6.Повышать профессиональную компетентность педагогиче­ского коллектива;

7.Стимулировать профессиональную самоорганизацию дея­тельности педагогов, поддерживать инициативу и творчество;

8.Внедрить профессиональный стандарт педагога;

9.Активизировать   использование в образовательном процессе  интерактивных технологий и электронных образовательных  ресурсов;

10.Мотивировать  педагогов  к повышению  квалификационной  категори ;

11.Осваивать эффективные технологии социального партнерства  и взаимодействия в интересах ребенка-дошкольника;

12.Обогащать предметно – пространственную развивающую  среду и материально-техническую базу ДОУ согласно   требованиям ФГОС ДО.

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ДОУ 

Ценность  инновационного  характера  современного  дошкольного  образования  и Программы развития  ДОУ  направлена   на  сохранение  позитивных достижений ДОУ, внедрение современных  педагогических  технологий, в том  числе  информационно- коммуникационных, обеспечение  личностно- ориентированной  модели организации  педагогического  процесса, позволяющей  ребенку  успешно  адаптироваться   и удачно  реализовать  себя  в подвижном  социуме, развитие его  социальных компетенций в условиях  интеграции  усилий  ребенка  и педагога, ребенка  и родителей, педагога и родителей.

В этой связи перед работниками ДОУ встала задача создания единой системы образовательно-оздоровительного  процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребёнка.

В  ДОУ  образователь­ный процесс должен строиться вокруг ребёнка, обеспечивая своевре­менное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой ак­тивности, гуманного отношения к окружающим, получение ребёнком качественно­го образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.

Ведущими ценностями при разработке кон­цепции  стали: ценность здоро­вья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребёнком.

Модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой:

Право каждого ребёнка на получение дошкольного образования в соответствии с его особенностями.

 Признание самоценности периода детства каждого ребёнка, его уникальности и неповторимости.

Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация  различных  способов, форм, методов, их адаптация к условиям ДОУ).

В основе концепции развития  ДОУ лежит возможность:

  • комплексного подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе;
  • интеграции детей с различным состоянием здоровья,  уровнем раз­вития, для достижения максимального качества образовательного процесса;
  • создания целостной системы, в которой все этапы работы с ре­бёнком, были бы взаи­мосвязаны.

Личностные «компоненты» нашей образовательной системы – дети, родители и воспитатели. Ребёнок в нашей системе рассматривается как активный субъект образовательного процесса, цель и результат деятельности. Мы считаем, что решить задачи развития неповторимой индивидуальной личности можно только в процессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребёнок будет испытывать удовольствие, ощущать себя индивидуальностью, чувствовать себя защищено и уверенно. В общении с ребёнком необходимо помнить слова известного педагога Я. Корчака: «Каждый ребёнок - это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. Не снизойти до ребёнка, а подняться до уровня его понимания. Ребёнок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймёт».

Концепция нашего учреждения содержит понятия, позволяющие реализовать принцип развивающего образования и показатели психического развития как становление деятельности, сознания и личности ребёнка  (отечественная общепсихологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева):

Деятельность. Под деятельностью понимается активность, которая побуждается определённым мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт и результат. В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование мотиваций, знакомство с многообразными целями деятельности взрослых и их присвоение ребёнком, в том числе в сюжетной игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по-разному связана с оценкой самого себя. В создание специальных условий для самостоятельных действий детей, наталкивающих на постановку новых целей, позволяющих искать свои пути решения, будет входить организация следующих видов деятельности:

  • игровая деятельность – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста;
  • познавательная деятельность;
  • деятельность общения (коммуникация), имеющая разное содержание (личное, деловое) и характер (ситуативный, внеситуативный);
  • разнообразная продуктивная деятельность, направленная на получение продукта или результата;
  • предпосылки учебной деятельности (старший дошкольный возраст).

Сознание. Сознание имеет многообразное содержание: это представления, знания, ценности, мысли. Для становления сознания ключевым фактором является развитие речи. Становление сознания связано с присвоением ребёнком культуры. Особым содержанием сознания ребёнка становится его представление о самом себе, а также осознание им целей, мотивов, способов своей деятельности. Содействие становлению сознания включает в себя интегрированную работу по развитию речи, познавательному, интеллектуальному развитию, становлению морального сознания и системы ценностей.

Важно использовать приёмы, обеспечивающие возникновение нужной мотивации у большинства детей,  появление у них собственных целей, достижение первых успехов,  порождающие у детей чувства значимости, компетентности, самостоятельности.

Личность. За основу взято представление В.Н.Мясищева о личности как системе трёх основных отношений человека: к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Формирование личности ребёнка – результат его социализации. В процессе воспитания и образования необходимо сформировать первичную идентичность личности как носителя национальной, российской и мировой культуры. В сотрудничестве с семьей сформировать семейную и тендерную принадлежность, развить патриотические чувства детей, осознание принадлежности к своему народу и мировому сообществу. Необходимо формировать бережное и уважительное отношение к продукту труда людей; уважительное, заботливое и ответственное отношение к природе; заинтересованное, эмоционально окрашенное личное эстетическое отношение к произведениям искусства; положительное отношение к соблюдение общепринятых норм и правил.

Кроме того, проведённый анализ результатов образовательного процесса дошкольного учреждения, анализ имеющихся условий и выявленных проблем показал, что переход ДОУ в режим развития должен сопровождаться преобразованиями на нескольких  уровнях деятельности:

- на уровне методической и управленческой работы ДОУ – создание системы деятельности, направленной на внедрение в педагогический процесс современных развивающих технологий, обеспечивающих создание психо-эмоционального комфорта и гармонизацию детско-родительских отношений в дошкольной группе.

- на уровне образовательного процесса – появление новых целей, обновление содержания образовательного процесса, модернизация взаимодействия, изменения в компетентности, уровне развития личности всех субъектов образовательного процесса.

Реализация концепции развития  дошкольного образовательного учреждения предполагает изменение в образовательной деятельности: самих участников образовательного процесса, методического сопровождения.

Основными ценностями педагогического коллектива ДОУ являются:

  1. Ответственность за результаты деятельности как каждого из педагогов лично, так и всего коллектива.
  2. Уважение к каждому ребёнку, принятие  его личностных особенностей, потребностей.
  3. Высокий профессионализм.
  4. Отношения субъектов образовательного процесса, основанные на взаимоуважении, доверии, результативном сотрудничестве.

Оптимальный процесс развития ДОУ невозможен без грамотного методического сопровождения происходящих преобразований в образовательном процессе.

  Методическое сопровождения процесса развития ДОУ (по С.Н. Штекляйн) - целостная система взаимосвязанных действий, направленных на непрерывное самообразование через формирование внутренней мотивации саморазвития педагогов, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей посредством внедрения современных развивающих педагогических и оздоровительных технологий в практику ДОУ, оказание реальной и действенной помощи педагогу как при необходимости (оперативно), так и в целостности (планово).

Для организации системы методического сопровождения процесса развития ДОУ в обозначенном нами аспекте руководитель использует определённые функции, которые С.Н.Штекляйн делит на 3 основных группы, исходя из их результативности:

  1. 1. Функции по отношению к каждому педагогуобогащение знаний, связанных с педагогическими инновациями, у каждого из педагогов; развитие мировоззрения, ценностных ориентаций; развитие мотивов; совершенствование и развитие профессиональных навыков, мастерства.
  2. Функции по отношению к коллективу:направлены на консолидацию коллектива в достижении цели развития и в реализации программы развития ДОУ, на выявление и обобщение передового педагогического опыта, способного качественно изменить в лучшую сторону образовательный процесс, рождённого коллективом, а также мотивирование массового педагогического творчества и инициативы.
  3. Функции по отношению к повышению квалификации педагоговнаправлены на осмысление педагогами программно-методических требований и нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс модернизации образования,  в совокупности с внедрением достижений науки и передового опыта известных исследователей, педагогов, учёных.

Основные принципы методического сопровождения  процесса развития ДОУ:

Принцип научности. Заключается в том, что содержание любой запланированной работы должно иметь научное обоснование.  Руководитель своими действиями обязан помочь педагогам понять научную подоплёку реализуемой программы, её задачи, принципы, методики.

Принцип системности. Во-первых, обеспечивает непрерывность содержания методических мероприятий (каждый последующий шаг базируется на предыдущем, вытекает из него). Во-вторых, система предполагает логическую и тематическую связь между мероприятиями, направленными на реализацию вышеозначенных функций.

Комплексность, или взаимосвязь всех сторон и направлений методической работы.

Принцип дифференциации – задание зоны ближайшего развития для каждого из педагогов. В зависимости от уровня компетентности создаётся поле для преодоления трудностей в достижении определённого результата – своего для каждого педагога.

Принцип практической направленности и открытости методической помощи. Тесно связан с предыдущим. Каждый из воспитателей должен быть уверен, что в любой момент он получит необходимую методическую помощь – не только плановую, но и оперативную.

Оперативность, гибкость и мобильность. Данный принцип предполагает умение внести вовремя нужные изменения в систему работы в связи с вновь возникшими обстоятельствами.

Принцип оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования. Этот принцип даёт педагогам возможность выбора из практического арсенала мероприятий те, которые для него наиболее оптимальны в плане проявления творчества, активности.

Принцип многообразия и оптимального сочетания средств и методов повышения квалификации. Обеспечивает процесс наращивания знаний, умений, освоения новых способов работы, связанных с целью и задачами программы развития,  и возможность обобщить данный багаж знаний.

Создание благоприятных условий для повышения квалификации педагогов в ДОУ. Начинает срабатывать автоматически, если выдержаны предыдущие восемь принципов. Кроме того, обеспечивается оснащением материально-технической базы ДОУ, современным программно-методическим обеспечением.

.СТРАТЕГИЧЕСКИЙ  ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 

Стратегия развития ДОУ рассчитана на период до 2022 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Программа  будет  реализована  в 2018-2022 годы в три  этапа:

1-й этап (2018г) -  Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации программы):

  • разработка документации для  успешной  реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;
  • создание условий (кадровых, материально-технических и т.д.) для успешной  реализации  мероприятий  в соответствии с Программой развития;
  • начало  реализации  мероприятий, направленных  на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства.
  • 2-й  этап (2019г.-2021г.)- Коррекционно-развивающий этап(работа по преобразованию существующей системы):
  • апробирование  модели, обновление содержания, организационных  форм, педагогических технологий;
  • постепенная  реализация  мероприятий в соответствии с Программой;
  • периодический  контроль реализации мероприятий  в соответствии  с Программой;
  • коррекция  мероприятий.

 3-й этап (2022) -  Аналитико-информационный этап

  • мониторинг эффективности реализации программы;
  • аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении;
  • реализация  мероприятий, направленных  на практическое внедрение и распространение полученных результатов.
  1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ

1.Развивать систему органов самоуправления ДОУ, обеспечивая государственно-общественный характер управления.

- Внесение изменений в нормативные акты ДОУ и  разработка новых ло­кальных актов,  регулирующих организацию работы органов самоуправления ДОУ в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии  с ФГОС ДО

- Организация работы по приведению  в соответствие  с требованиями ФГОС ДО должностных инструкций  педагогического состава.

- Обеспечение открытости участия органов самоуправления в управлении ДОУ через официальный сайт

- Разработка  системы материального стимулирования педагогов в соответствии с показателями эффективности  (эффективный контракт)

- Разработка  и  реализация проектов и программ,  соответствующих  инновационному  направлению развития  ДОУ.

- Оценка  реализации ФГОС ДО

2.Провести маркетинговые мероприятия по выявлению запросов родителей   дополнительные услуги.

- Разработка анкет для родителей

- Анализ результатов

3.Расширить  количество и разнообразие ПДУ

- Открытие дополнительных услуг на основание запросов родителей

- Создание методической базы  для реализации ПДОУ

 

4.Скорректировать образовательный процесс в соот­ветствии с ФГОС ДО

 и основной  образовательной про­граммой ДОУ 

 

- Проведение методических мероприятий с педагогическим кол­лективом по изучению и методическому обеспечению ООП до­школьного образования

- Проведение отслеживания  динамики развития каждого ребенка

- Разработка положения о внутреннем мониторинге качества образования.

- Разработка   индивидуальных  маршрутов  развития  детей по  выполнению ООП.

- Использование   ресурсов  социокультурной  среды  для обогащения  образовательного  процесса

Заключение  договоров сетевого взаимодействия по определенным направлениям образовательной программы со следующими организациями:

Ÿдетской   библиотекой;

ŸМожайским историко – краеведческим музеем

ŸСК «Багратион»;

ŸДДТ г. Можайска;

ŸСОШ «Гармония»;

ŸГИБДД г. Можайска

ŸМособлпожспас

5.Обеспечение доступности получения дошкольного образования разным категория детей

- Изучение  опыта работы по теме «Создание адаптивной среды»

- Разработка и реализация соответствующих АОП

- Разработка методических рекомендаций по работе с разными категориями детей

- Приобретение  оборудования для  работы с разными категориями детей

- Внедрение в образовательный процесс технологий  работы с детьми с ОВЗ

- Разработка    совместных с родителями проектов по развитию детей с ОВЗ

- Разработка новых  образовательных практик по работе с детьми с ОВЗ

- Создание банка методических рекомендаций по здоровому об­разу жизни дошкольников

6.Повышениепрофессиональной компетентности педагогиче­ского коллектива;

- Стимулировать профессиональную самоорганизацию дея­тельности педагогов, поддерживать инициативу и творчество;

- Внедрить профессиональный стандарт педагога;

- Активизировать   использование в образовательном процессе  интерактивных технологий и электронных образовательных  ресурсов;

- Мотивировать  педагогов  к повышению  квалификационной  категории;

- Участие  педагогов  в дистанционных и других  внешних курсах, в том числе  по  переподготовке в соответствии с ФГОС ДО

- Проведение семинаров-практикумов «Реализация  основной образовательной программы по основным направлениями развития и образования детей»

- Стимулирование самообразования педагогов в области внедрения ФГОС ДО 

- Активизация   работы с молодыми педагогами 

- Участие  членов  педагогического коллектива   и подготовка  воспитанников  к  участию  в  конкурсах  разного уровня; муниципальном, региональном, федеральном.

- Повышение   квалификационного   ценза  педагогов (высшая и первая категории- 100% педагогов)

- Организация методического сопровождения педагогов для обеспечения соответствия требованиям    Профессионального стандарта педагога в ДОУ

- Разработка  системы материального стимулирования педагогов в соответствии с показателями эффективности 

- Создание    сайтов  педагогов ДОУ

- Создание электронных «портфолио» педагогов

7.Осваивать эффективные технологии социального партнерства  и взаимодействия в интересах ребенка-дошкольника; 

- Разработка проектов взаимодействия ДОУ со школой

- Организация цикла  мероприятий  для родителей по воспитанию детей  с учетом  индивидуальных особенностей

- Совершенствование наглядно-информационных (информационно-ознакомительных; информационно-просветительских) форм работы с семьей

- Использование ресурсов социокультурной среды (библиотеки, музеи и др.) для обогащения образовательного процесса

- Создание информационно-коммуникативной среды, обеспечи­вающей повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей (сайт ДОУ)

 8.Обогащать предметно – пространственную развивающую  среду и материально-техническую базу ДОУ согласно   требованиям ФГОС ДО.

- Постоянное  отслеживание состояния пространственной  предметно- развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО, ее модернизация  и развитие .

- Приобретение  оборудования  для центров  групп.

- Провести смотр- конкурс  по РППС  всех групп с участием  родителей.

- Приобретение игрушек и методического обеспечения в соответствии с  образовательной программой (ФГОС ДО)

- Пополнение среды  материалами для работы с разными категориями детей

- Дополнить  недостающий  учебно-методический   комплект к  образовательной программе

  1. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ  ЗА  ВЫПОЛНЕНИЕМ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Контроль  по  внедрению Программы организуется  и проводится  в определенной последовательности с использованием  алгоритма контроля, предложенной Н.В. Корепановой.

Цель контроля - объект контроля- разработка плана  контроля - сбор информации- первичный  анализ  изученного – выработка рекомендаций- проверка исполнения рекомендаций.

Изучение  конечных результатов  реализации  Программы  включает  в себя несколько этапов:

ŸСбор информации с помощью воспитателей, родителей, воспитанников (в виде анкетирования, тестирования - взрослые,  в процессе наблюдений - воспитанники).

ŸИзучение  документации.

ŸОбработка  полученной  информации.

ŸОбсуждение  на Педагогическом совете  полученных  данных, их анализ и интеграция.

ŸУтверждение на Педагогическом  совете   направлений  корректировки образовательного  процесса;

ŸЗакрепление  положительных  традиций, передового педагогического опыта.

ŸРазработка  рекомендаций.

10 . ФИНАНСОВОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ 

 Финансовое  обеспечение  при реализации  Программы  требуется  на:

Ÿрасходы на оплату труда работников, реализующих Программу;

Ÿрасходы на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио и видео материалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды (в том числе специальных для детей с ОВЗ и детей-инвалидов), приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет;

Ÿрасходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности;

Ÿиные расходы, связанные с реализацией Программы.

План  материально  технического  обеспечения Программы 

Мероприятия

Этапы, сроки выполнения

Сведения об источниках, формах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для их реализации

 

 

 

Источник финансирования

Исполнители

1

Косметический ремонт помещений ДОУ

2019- 2021г.г.

Средства бюджета

Зам. заведующего по АХЧ

2

Приобретение компьютера, принтера и сканера

2019г.

Средства бюджета

Зам. заведующего по АХЧ

3

Установка снегозадержателей и водостоков

2019- 2020г.г.

Средства бюджета

Зам. заведующего по АХЧ

4

Ремонт отопительной системы

2019- 2020г.г.

Средства бюджета

Зам. заведующего по АХЧ

5

Ремонт  веранд  на детских площадках -4 шт

2019-2020г.г.

Средства бюджета

Зам. заведующего по АХЧ

6

Оснащение  методического  кабинета в соответствии с ФГОС ДО

2018-2021г.г.

Средства бюджета

Зам. заведующего по ВМР

7

Приобретение  дидактического, игрового материала  для оснащения   ППРС в соответствии с ФГОС ДО

2018-2021г.г.

Средства субвенции

Зам заведующего по ВМР

8

Замена ограждения, установка электрозамков

2019- 2020г.г.

Средства бюджета

Зам. заведующего по АХЧ

9

Установление системы видеонаблюдения  на внешних  входах

2019 г.

Средства бюджета

Зам заведующего по безопасности

10

Выполнение  предписаний  Роспотребнадзора, Пожнадзора  

2019-2020г.г.

Средства бюджета

Зам заведующего по безопасности

11

Приобретение технологического оборудования

2019-2021г.г.

Средства бюджета

Зам. заведующего по АХЧ

12

Установка на игровых участках МАФов

2018-2021г.г.

Средства субвенции

Зам. заведующего по АХЧ

13

Ремонт щитков и щитовых

2019-2021г.г.

Средства бюджета

Зам. заведующего по АХЧ

14

Приобретение мебели  в помещения ДОУ

2018-2021г.г.

Средства от платного образования

Зам. заведующего по АХЧ

Модель будущего дошкольного образовательного учреждения (как желаемый результат)

Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад,  имеющий опыт работы  по созданию условий для реализации  ООП ДО развития детей с 1,5 до 8 лет, их социализации и самореализации.

Перспектива новой модели учреждения предполагает:

постоянное развитие учреждения;

обеспечение преемственности дошкольного образования и начального общего образования;

личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов;

расширение участия коллектива, родительского актива  в принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;

принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения и развития инициативы детей.

Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации программы развития.

 Критерии результативности.

Показатели

Критерии

Образовательная среда 

1.Оснащенность образовательного процесса учебно-методическими пособиями и оборудованием в соответствии с ФГОС, доступность материалов для свободного  инициативного  действия детей.

2.Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию.

3. Соответствие требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и норм.

4. Благоустройство территории и помещений ДОУ

5. Оказание дополнительных услуг.

6.Наличие условий для получения дошкольного образования разными категориями детей.

7.Информатизация образовательного процесса.

Ресурсы образования

1. Укомплектованность педагогическими кадрами

2.Количество педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию.

3. Количество педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию.

4. Количество педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.

5. Количество педагогических работников представляющих опыт работы на уровне города, региона. 

6. Взаимодействие с учреждениями и организациями. 

Образовательные результаты детей

 1.Количество воспитанников, потребности которых удовлетворены (динамика детского развития, результаты различной детской активности) 

2.Реализация возможности индивидуального подхода к детям. 

Внешняя оценка

 (родители, учредитель)

1.Удовлетворенность родителей (законных представителей) реализацией образовательной программой.

2. Выполнение муниципального задания.

3. Имидж учреждения в городе.

 

 Литература:

  1. Виноградов В.Н.  Программа развития образовательного учреждения как бизнес-план: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – СПб, 2006.
  2. Гайнутдинов Р.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и экономики  ИРО, Типичные ошибки и основные рекомендации по подготовке программы развития ОУ. Москва- 2011г.
  3. Каняшина О.А. Управление ДОУ в режиме развития.//Управление дошкольным образовательным учреждением 2007, № 4 с.17-30
  4. Климова С.М., Белых С.С. Концепция и программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации.- Сыктывкар, 2007 г.
  5. Кудашова Т.Ф., Феденчук Е.В., Штекляйн С.Н. Проектирование программы развития дошкольного образовательного учреждения.- Сыктывкар,2010 г.
  6. Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методические рекомендации: ТЦ Сфера, 2007.- 80 с.
  7. Майер А.А.Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2008 г.
  8. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Детский сад Будущего: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2010 г.
  9. Микляева Н.В.- Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция/ М.:Айрис-пресс, 2006.
  10. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ, 2006. -96 с.
  11. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном  учреждении. Фалюшина Л.И.:Пособие для руководителей ДОУ.-М.: АРКТИ,2003.
  12. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение: пособие для рук. и адм. Работников И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009. - 320 с.

 

 

Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie